Актуальная классификация и обозначение для популярных моторных масел

Разнообразие моторных масел может на первых порах сбить с толка начинающих автомобилистов. Большое количество мировых брендов предлагает разноплановые продукты, указывая маркировку, рассчитанную по одной из общепринятых методик. Классификаторы разрабатывались в разных странах мира, поэтому прежде чем использовать одну из марок масел, необходимо уточнить, подойдёт ли такая смазка для конкретного автомобиля.

Масла для моторов

Какова роль масла в автомобиле

Основной задачей моторных масел является снижение трения между сопрягаемыми поверхностями поршневой системы и коленвалом. Это позволяет существенно продлить ресурс ДВС и избавиться от выработки на трущихся элементах.

Стоит знать, что смазывающая жидкость выполняет ещё несколько дополнительных функций, возложенных на неё производителем:

  • благодаря жидкой смазке отводятся загрязнения и мелкая стружка от деталей;
  • происходит частичный отвод тепла, что минимизирует термодеформации;
  • современное масло имеет в составе специальные присадки, которые продлевают ресурс металлических элементов;
  • осуществляется защита от коррозии, так как масляная пленка обволакивает поверхность и препятствует образованию окислений.

Трущиеся поверхности не могут длительное время существовать без масла, так как потеряют геометрические свойства, узел станет перегреваться и в итоге заклинит. Мировые производители выпускают различные типы жидких смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации в разных условиях.

Заливка масла

Некоторые марки продукта подойдут для новых, непритёртых моторов, а некоторые будут актуальны для ДВС с большим износом. Прежде чем выбирать, какой тип масла заливать, необходимо ознакомиться с его характеристиками, указанными производителем.

Как классифицируются моторные масла

Чтобы максимально эффективно использовать характеристики смазок, производители насыщают их дополнительными компонентами, которые называются присадками. Эти вещества отвечают за стабильность образуемой пленки, поддерживают вязкость, обеспечивают очистку мотора и защищают от коррозии. Основой для всего служат применяемые виды масел:

  • синтетический;
  • минеральный;
  • полусинтетический.

Если на упаковке есть обозначение «Минеральное», то это значит, что продукт изготовлен из нефти. Ценник на подобные товары относительно невысокий, но в классификации такие моторные масла в холода по вязкости отстают от более прогрессивных марок. При снижении окружающей температуры они быстро густеют, угорают, окисляются и стареют. Практика подсказывает, что их необходимо чаще менять.

Преимуществом минерального продукта является возможность формировать более толстую плёнку на металлических поверхностях. Это позволяет быть востребованными в машинах с большим пробегом, где имеются какие-то зазоры или износы.

Масло Toyota

Синтетические продукты делятся на «гидрокрекинг» и «ПАО-синтетика». Оба типа отличаются низкой вязкостью. Первый вариант несколько дешевле при производстве и оказывается менее качественным. В его основе нефтяные продукты, которые за счёт определённой технологии приближаются к качеству ПАО масел.

Более трудоёмкая технология производства полиальфаолефинов (в англ. PAO или в рус. ПАО). Вещество приводят к однородным молекулярным составам, избавляясь от серы и металлов. Они хорошо переносят перепады холода и тепла. Температура застывания у них приближается к 60 градусам холода. Плюсом является хорошая сопротивляемость к окислению и старению.

SAE

Основной классификацией современных моторных масел по системе SAE является их различие по вязкости в зависимости от сезонного изменения температуры. Принято выделять три типа смазочных моторных жидкостей, согласно САЕ:

  • зимние;
  • летние;
  • всесезонные.

В обозначениях зимних смазок принимает участие знак «W», например, 5W или 10W. Во время положительной температуры окружающего воздуха не рекомендуется применять данный продукт, так как он из-за малой вязкости не формирует смазывающий слой на поверхности.

Масло для авто

Летние марки обозначаются лишь цифрой без букв, например «5» или «10». Чем она больше, тем выше вязкость. Для зимы они не подходят, так как при отрицательных температурах их текучесть существенно снижается.

Более популярными являются всесезонные масла. Они эффективно работают как в жару, так и в мороз.

API

Среди смазок, изготовленных согласно маркировке масел по API, встречаются продукты для дизельных ДВС с указанием «c» и для бензиновых ДВС с указанием «s». С 2010 года введен класс АПИ «SN» для бензиновых моторов. До этого были sf, sg, sh, sj, sl, sm. C того же года введена марка масла cj-4 для дизелей. Ей предшествовали ce, cf, cf-2, cf-4, ch-4, ci-4. Расшифровка дополнительных цифр проста – двойка и четвёрка указывают на тактность моторов.

ACEA

Европейский Союз сформировал собственную классификацию, в которой есть категории масел для ДВС. По АСЕА есть собственное деление на бензиновые и дизельные смазки. Они дифференцируются такими литерами:

  • А/В – для бензиновых или дизельных моторов легковушек, фургонов и микроавтобусов, например, А1/В1-12 или А5/В5-12.
  • С – актуально лишь для дизельных и бензиновых движков с каталитическим конвертером (С1-12 или С4-12);
  • Е – используется грузовиками с дизельными ДВС (Е4-12, Е9-12).

Заливать масло

В классификации выпускаемых моторных масел по системе ACEA используется номер издания или обновления требований. Также присутствует год введения в эксплуатацию.

ILSAC

Данная сертификация разработана для двигателей, выпускаемых на японских или американских машинах. Сертификацией по стандарту занимается Международный комитет. Такие масла часто сертифицируются вместе с продуктами по API.

Наиболее популярными среди водителей являются категории ILSAC GF-1, GF-2, GF-3, GF-4, GF-5, а группа ILSAC GF-6 является новой. Плюсами смазок являются экономия топлива, малая испаряемость, стойкость к вспениванию, защита от токсичных газов.

ГОСТ

По государственному стандарту 17479.1-85 есть деление на группы по действующим свойствам и по кинематической вязкости. Действующий на территории России и таможенного союза ГОСТ предполагает такие классы:

  • Для зимнего периода – 3, 4, 5, 6.
  • Для летнего периода – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
  • Универсальные 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 6/16 (зима/лето).

Моторные масла

Уровень вязкости растет с указанным значением. Аналогами популярных марок по SAE 5W-20, 15W-30, 20W-40 являются маркировки 3з/8, 5з/12, 6з/14.

На что влияет неправильный выбор моторного масла

В составе большинства масел присутствует от 10 до 30% присадок и полимеров. Нанести серьёзный вред не тем маслом вряд ли удастся. Однако такая жидкость с несоответствующей вязкостью не будет выполнять возложенных на неё функций при экстремальных условиях работы.

Малая (недостаточная) вязкость определяется стуком кулачков, низким давлением в системе. Повысится износ гидрокомпенсаторов. Если жидкость чрезмерно вязкая, то будут вредные отложения, осадки, ускорение химического разрушения. Мотору потребуется больше усилия для работы в подобных обстоятельствах.

Ссылка на основную публикацию